Построение системы звукоусиления театра (СЗУ театра)
Театр всегда меняет постановочные спектакли и изменяет репертуар спектаклей, что приводит к изменению технических задач. Постановка редактируется в том числе в пределах технических возможностей сценического комплекса, системы звукоусиления и постановочного освещения.
Практически в каждом театральном зале имеется система звукоусиления, которая состоит из микрофонного парка, пульта звукорежиссёра (микшерный звуковой пульт), акустических систем, системы коммутации...
Театр всегда меняет постановочные спектакли и изменяет репертуар спектаклей, что приводит к изменению технических задач. Постановка редактируется в том числе в пределах технических возможностей сценического комплекса, системы звукоусиления и постановочного освещения.
Практически в каждом театральном зале имеется система звукоусиления, которая состоит из микрофонного парка, пульта звукорежиссёра (микшерный звуковой пульт), акустических систем, системы коммутации сигналов и оборудования обработки и усиления звукового сигнала. Возможно все компоненты расположены в относительно разных помещениях таких как усилительная комната, технический центр и сцена. Все перечисленные компоненты звукового тракта создаются на этапе проектирования. В структуре звукоусиления театра зачастую требуется несколько групп акустических систем. Портальные акустические системы и дополнительные громкоговорители завершают всю структуру звукоусиления. К выбору данных компонентов подходят на первом этапе разработки проекта по озвучиванию театра и других заведений, где требуется звукоусиление.
Акустические системы
Основные акустические системы, устанавливаются или подвешиваются возле портальной стены зала, или на границе сцены со зрительскими местами, для реализации задачи по передачи основной звуковой информации в зрительский зал. При конфигурации данных систем необходимо рассчитать такое количество систем, которое покрывает равномерным звуковым давлением максимально большее количество зрительских мест, и не загораживает окно сцены. Для такого точного выбора производится электроакустический расчет, например в специализированной программе EASE 4.4. Полученный результат расчета даёт представление о покрытие и уровне звукового давлениям и разборчивости речи. На основе акустического расчета выбираются количество и места уста установки основных громкоговорителей и дополнительных.
Дополнительные акустические системы в театре.
Кроме левого и правого канала звукоусиления по мере необходимости, или когда не достигается равномерного покрытия зала, устанавливают дополнительные линии озвучивания: первых рядов (Front Fill), линия снижения образа источника звука для зрительских мест в партере театрального зала (Down Fill), линия эффекта окружения (surround) акустические системы размещают по периметру зала, линии задержек обычно для зрительских мест, которые расположены под балконом и на балконе.
Линия задержки выполняет роль усиления звука или поддержка равномерного распределения уровня звукового сигнала относительно портальных систем, например на балконе. Также линия задержки предаёт более ровный тональный баланс для зрителей, сидящих под балконом.
Линия озвучивания первых рядов (Front Fill) выполняет роль выравнивания уровня звука перед сценой, куда портальные акустические системы слабо попадают, например, как в середину первого или второго ряда. Это бывает если акустические системы не имеют достаточно широкий угол раскрытия ВЧ-рупора. Но для решения этой задачи возможно использовать дополнительный центральный канал портальной системы, подвешивается который перед арлекином.
Немало важно озвучить и саму сцену театра для артистов. Выходя на сцену выступающим необходимо слышать фонограмму и чувствовать ритм музыки. Для этого устанавливаются громкоговорители линии сценических прострелов по бокам сцены. На эту линию подаётся совсем микс других сигналов, что и выбирается на микшерном пульте звукорежиссёра.
Микшерный пульт
В новой тенденции выбор пульта звукорежиссёра предпочтительно категории цифровой. Характеризуется цифровой пульт своей структуре обработки музыкального сигнала, который поступает от источников в пульт, где происходит конвертация из аналогового в цифровой сигнал. Далее сигнал усиливается и обрабатывается по частотным характеристикам, а также микшируется т.е. смешивается со сигналом от другого источника. На выходе получается микшированный и обработанный единый сигнал, не один, а для каждой группы громкоговорителей по необходимости.
Один цифровой микшерный пульт заменяет целый шкаф оборудования обработки звуковых сигналов. Функционал пульта подбирается от запросов звукорежиссёра, в театре от постановочных задач и от комплекса аппаратуры.
Звукорежиссёр сможет управлять музыкальным сигналом не только в зрительном зале, но и, например в фойе фоновой музыкой.
Структура, через которую проходит звуковой сигнал после микшерного пульта состоит из звуковых процессоров и усилителей мощности звука. Процессоры выполняют роль распределение сигнала на громкоговорители, на разные линии фронтальную акустику, линию задержек и другие…
Кроме распределения, звуковой сигнал делиться на низкий, средний и высокий диапазон частот. Каждая полоса отправляется на соответствующий компонент акустических систем, через усиления.
Усилители звуковой мощности в настоящее время часто имеют встроенные звуковые процессоры, что позволяет уменьшить количество приборов. Усилители желательно располагать в отдельной комнате в рэковом шкафу под замком и с хорошей вентиляцией.
Практически вся структура системы звукоусиления описана, но остался микрофонный парк.
Микрофоны и радиосистемы для театра.
Микрофоны являются основными источниками звука в театре. От количества микрофонов, зависит количество входных линий микшерного пульта. Одни подвешиваются над сценой и устанавливаются на стойках, подключаются через кабель; другие радиомикрофоны крепятся к костюмам актёров, что позволяет свободу в передвижения по сцене и зрительному залу.
Все системы настраиваются и сбалансированно работают после настройки СЗУ специалистом. Одну из важных частей настройки выделают калибровки звука в зале, при которой выстраивается баланс частотных характеристик при взаимодействиях акустики зала и звукоусиливающей системой. После калибровки системы, данные хранятся в звуковом процессоре и при изменении настроек могут вернуться в исходное положение.
Фотогалерея
Товары
- Комментарии